Главная Флот Услуги Предложения История Вакансии Контакты Доп. информ.

 

История Саратовского порта

В 19 веке Саратову для развития необходим был водный транспорт, так как железные дороги и гужевой транспорт не могли обеспечить всех потребностей города, как торгово-промышленного центра.

Основные этапы развития судоходства на Волге и в Саратовской губернии хорошо прослеживаются по материалам публикаций в периодических изданиях. В них сохранился дух того времени, атмосфера взаимоотношений в обществе.
" Число судов собирается в Саратовскую пристань от 150 до 200, тогда берег Волги на протяжении 4 вёрст, представляет лес мачт. Из Саратовской пристани отправляется хлеба разного рода до 7,5 миллионов пудов (120 тыс. тонн), приходит соли до 2,5 миллионов пудов (40 тыс. тонн), рыбы 1.5 миллиона пудов (24 тыс. тонн). К Саратовской пристани с грузом и без оных приходят суда разной конструкции, как то сплавные барки, полубарки, росшивы, мокшаны, сурички, тихвинки и другие названия средним числом можно положить до 1000 судов."
Саратовские губернские ведомости №45 4.11.1844г

Саратов. Берег Волги в конце 19 века.

С 1839 года в Саратове начинает производится судовой сбор, за подход к Саратову и груз. В Статистическом отчёте о Саратовской губернии Фадеева А.М. 1839- 1847 г.г. (ГАСО Фонд 407 опись 2 дело 1897.) написано:

" Волга судоходна в границах Саратовской губернии, сплавные реки Сура , Хопёр, Медведица.
Речное судоходство
В Саратовской губернии постоянное речное судоходство весь период времени между вскрытием и замерзанием реки производится лишь на Волге. Важнейшие пристани Хвалынская, Вольская, Саратовская, Камышинская и Дубовская. Глубина воды при Саратовской Пристани от 5 до 8 сажен. На них суда нагружаются всеми продуктами, которыми Саратовская губерния снабжает как верховье, так равно и Астрахань плюс Закавказский край преимущественно зерновым хлебом, ржаною и пшеничною мукою, салом, солью, табаком и проч. Привоз к пристаням, а также плотами строевым и дровяным лесом преимущественно из Вятской губернии. Из Астраханской губернии привозится рыба и икра. Ценность груза привозимого и отвозимого из Саратовской губернии показывается до 3.5 млн. руб. выгоды. Число проходящих понеже судов простирается до 2200, плотов до 40 , а число судорабочих до 65 тыс. чел. Постройки судов в губернии не производится, торговцы покупают их и нанимают у иногородних купцов. Суда суть следующего устройства и размера: Розшивы от 7 до 17 саж длиной и от 3 до 6 саж шириной, поднимают груза от 5500 до 16000 пудов, Беляны 24 саж длиной и 7 саж шириной, поднимают груза до 100000 пудов, Коломенки от 16 до 18 саж длиной и от 6 до 10 саж шириной, поднимают груза от 8000 до 16000 пудов, Барки 24 саж длиной и 8 саж шириной, поднимают груза до 100000 пудов, Полубарки 8 саж длиной и 2 саж шириной, поднимают груза до 6400 пудов, Сплавныя от 18 до 20 саж длиной и от 6 до 7 саж шириной, поднимают груза от 60000 до 80000 пудов, Кладныя от 7 до 9 саж длиной и от 1 до 2.5 саж шириной, поднимают груза от 2500 до 3500 пудов, Дощаники от 6 до 8 саж длиной и от 1 1/3 до 2.5 саж шириной, поднимают груза от 1000 до 1500 пудов, Коноводные машины от 25 до 30 саж длиной и от 5 до 7.5 саж шириной, поднимают груза от 80000 до 100000 пудов, Морские лодки 9 саж длиной и 2 саж шириной, поднимают груза 1800 пудов, и.имеют осадку в воду от 3 до 18 четвертей. Проходов доселе нет.
Выгоды Саратовской губернии
1.Наличие р. Волги как транспортной артерии, разделяющей губернию на двое даёт возможность перевозки грузов как вверх, так и вниз до Каспийского моря.
2. Удобство сношения с портами Чёрного моря через Дон и Азовское море посредством рек Хопра и Медведицы, и особенно посредством перевала из Волги в Дон при Н. Банновке."

«Саратовский календарь» на 1873 год отметил, что "в городе было: пристаней пароходных -10, перевозных - 1. лесных – 12."

Было в Саратове и свое пароходное общество, которое называлось «Купеческое пароходство». Оно было основано в 1886 году купцами второй гильдии братьями Польскими Василием и Иваном и предпринимателем И.И Прянишниковым.

В 1898 г. у братьев Польских дело было приобретено купцом первой гильдии Павлом Михайловичем Репиным, затем к нему присоединился купец второй гильдии Дашковский Алексей Иванович. Репин П.М. стал директором распорядителем. Главная контора пароходства находилась на ул. Б. Сергиевской (ныне Чернышевского 191).

 

Иван Николаевич Польский Павел Михайлович Репин Алексей Иванович Дашковский

 

Саратов. Главная контора «Купеческого пароходства по Волге» на бывшей Большой Сергиевской улице, ныне Чернышевского 191, на доме надстроен второй этаж. Саратов 2003 год. Ул. Чернышевского 191

С февраля 1907 года учреждается полное товарищество под названием «Купеческое пароходство» по р. Волге, членами которого кроме указанных купцов были и другие граждане: купеческого, дворянского, мещанского, крестьянского и других сословий города. Всего 12 человек. Пароходство открыло регулярное сообщение между Балаково и Ровное. В дальнейшем его пароходы стали ходить по всей Волге и даже по Каме. В начале 20 века оно имело 52 парохода и 75 дебаркадеров и стало к тому времени самым большим на Волге и Каме.

Саратов. Набережная. Пристань «Купеческого пароходства», у пристани пароход «Витязь»

Позже свои пароходства организовали: «Торговый дом П.Е. Бурлакова с сыном и К 0 », торговые дома купцов мукомолов «Братья Шмидт», «Кондратий Рейнеке и сыновья», «Э.И. Борель». Ряд Саратовских купцов владели 1-2 пароходами в основном буксирами, которые возили только их грузы. Были владельцами судов и зажиточные крестьяне: И.А. Ржехин - «Кунгур», Ф.И. Крахмалёв- «Иван Грозный», А.И. Мещеряков- «Юг», Д.П.Вдовин-«Пионер». Была в Саратове и флотилия Рязано-Уральской железной дороги, которая обслуживала собственные интересы. В её составе были паромные переправы для перевозки железнодорожных вагонов в районе нынешнего железнодорожного моста и вспомогательный флот, включая первый ледокол в Саратове.

Саратов. Пристань Рязано – Уральской железной дороги.

В 1917 году в Саратовской губернии было зарегистрировано 655 самоходных и несамоходных судов.

Саратовские пристани входили в Казанский округ путей сообщения. В городе размещались судоходная дистанция, Саратовское отделение путей сообщения, главное управление Волжско-Камского коммерческого пароходства (бывшее купеческое, сокращённо ВККП). В Саратове имелись пристани всех крупных пароходных компаний «По Волге», «Самолёт», «Кавказ и Меркурий», «Нептун», «Дружина».

Саратов. Пристань «Общества Самолёт». Саратов. Пристань пароходного общества «Кавказ и Меркурий».

Конторы, дебаркадеры и причалы располагались в черте города на берегу Волги. Берег был пологий и почти полностью затапливался весенним половодьем, зато в межень можно было в брод перейти на Казачий остров.

Поэтому для размещения грузов строились береговые лабазы и открытые площадки на сваях. На дебаркадерах имелись пакгаузы для хранения товаров. Берегового пассажирского вокзала до 30-х годов 20 века в г. Саратове не было. Пассажиры ожидали пароходы на плавучих дебаркадерах - пристанях или на берегу.

1915. Зимовка судов в затоне под Саратовом

23 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о национализации флота. Все судовые предприятия были объявлены собственностью государства. В Саратове национализация началась 3 февраля 1918 года.

Саратовцы, ветераны Волги, очевидцы национализации вспоминают: капитан п/х «Любезный» тов. Данилов В.И. « Я как капитан был в составе комиссии. Приехали в Золотовский затон (с. Золотое)., где стояло несколько десятков единиц парового и непарового флота разных судовладельцев. Нами суда были национализированы. Судовладельцы всячески старались вредить проводимому мероприятию, мешали ремонтировать суда и готовить их к навигации. Нам, речникам принявшим суда пришлось организовать их вооружённую охрану. Силами рабочих, особенно машинных команд, организовали ремонт флота. К навигации 1918 года флот был подготовлен и отправлен в Саратов в распоряжение Транспортвода, начальником которого в э тот период был военный моряк т. Симаков Н.И. »

 

Теребрюхов Иван Петрович.

Капитан Теребрюхов И.П. вспоминает … « В марте 1918 года мы с капитаном Лобановым прибыли в Куксовский затон (с. Ахмат) где стоял частновладельческий флот: барказ «Иргиз», пароходы «Порт-Артур», «Сарапулец», «Талант» и другие. Надо было подготовить суда к навигации. Мы приняли суда и команды (они оставались на судах). Несмотря на трудности, взялись за ремонт. Помню как хорошо работали механики п/х «Сарапулец» т. Соболев, барказа «Иргиз» т. Мыльников. Все суда приняли участие в навигации.»

После национализации флота управления речным транспортом было организовано по коллегиальному принципу, работники сами избирали «Деловые советы» и «Коллективы», которые осуществляли руководство. До мая месяца ещё существовало правление и отдельные структуры на пристанях Волжско-Камского коммерческого пароходства (ВККП). Работой пароходства руководил избранный правлением «деловой коллектив».

П/х «Сарапулец» построен в 1868 г. на заводе Курбатова для ВККП, с 1936 г. «Н.Янсон», с 1939 г. «Дюканов».

С осени 1918 года работой флота стали руководить районные управления водным транспортом (Рупводы) с коллегиальной системой руководства. Было организовано Саратовское районное управление водного транспорта Волжского бассейна с Хвалынским, Вольским, Камышинским, подрайонными управлениями. Рупводу также подчинялись затоны и судоремонтные предприятия в Саратове, Увеке, Куксове (с. Ахмат), Золотом, Камышине, Вольске, Балаково, Алексеевке и пристани от Сызрани до Камышина. Крупные пристани были: Хвалынская, Воскресенская, Балаковская, Вольская, Боронская (ныне пр. Маркс), Саратовская, Покровская, Увекская, Ахматская, Ровенская, Золотовская, Банновская, Антиповская, Быковские хутора, Щербаковская, Камышинская. В районном управлении были созданы отделы: механо-судовой, движения, портов и сооружений, коммерческо-финансовый и другие. Создан печатный орган, газета «Бурлак».

Коллегия Райкомвода решала вопросы назначения руководителей национализированного флота, определения размера жалования на национализированных и ненационализированных предприятиях, определялись сроки национализации пароходных обществ и т.д. Решением коллегии от 28 декабря 1918 года под председательством Машкова А.С. был решён вопрос «Об открытии в Саратове механических и судомеханических курсов для судоходцев и о субсидировании этих курсов…».

До конца 1918 года было национализировано более 300 паровых и не паровых судов.

Водные подходы у Саратова были неустойчивыми и опасными для судоходства. Случалось, что пассажирские дебаркадеры переводились на Казачий остров и к ним строился деревянный настил через Городской (Улешовский) проток и Казачий остров. Необходимы были выправительные работы по принудительному подводу русла реки к правому Саратовскому берегу. В мае 1918 года правительством было выделено полтора миллиона рублей на дноуглубительные работы в районе Саратова.

Деревянный настил через пески к коренному руслу Волги, конец 19 века.

В 1920 году коллегиальное управление водным транспортом сменилось единоначалием. Были созданы политотделы. Первым начальникам Саратовского Рупвода был назначен т. Рейхерт А.Ф., комиссарами были тт. Орешкин, затем Ефремов.

 

Саратов.15 июня 1922 г. Фото М. Бусселя. Райкомвод. Сидят Рейхерт А.Ф. – начальник рупвода, Андронов – секретарь райкомвода, Яковлев А.П. – председатель райкомвода, Китаев – член райкомвода, Орешкин М.Г. – комиссар рупвода. Стоят 2 Ратников – секретарь парткома, 3 Скорнякова – зав. Жен. Отделом, 4 Гришин – член райкомвода, 5 Трунин – зав. Культ. Отделом, 7 Абрамов – зав тариф. Норм. Отделом, 8 Соловьёв – зав. Тех отделом. Рейхерт Андрей Фёдорович родился в1880 г в с. Верхняя Грязнуха, немец, б/п , образование среднее, по специальности капитан, прибыл в Саратовский порт из учебного заведения, член профсоюза речников с 1919 г, после освобождения от обязанностей начальника (видимо национальность и б/п) работал зам. нач. пристани, РУ, порта по коммерции, начальником коммерческой службы. Уволен из порта в 1940 г, видимо на пенсию или выслан как немец.

Приказом № 63 от 17 марта 192З года по управлению Средне-Волжского линейного отдела была создана передаточная комиссия по реорганизации ВОВПС в Волжское государственное пароходство. С 15.О3.1923 г. начальником линейного отдела и уполномоченным Наркома пути Саратовского водного района был назначен т. Машков А.С. (ранее работал начальником эксплуатационного участка линейного отдела).

Фото М. Бусселя.(фотографа Рупвода) Сидят 2-й ряд снизу (слева на право). 1. Петров Н.Ф.-работник продотдела. 5. Гришин – зав. Тарифно – экономического отдела Райкомвода. 6. Яковлев А.П. – секретарь Райкомвода. 7. Орешкин М. - председатель Райкомвода. 8. Гурьянов – член Райкомвода. 9. Скорнякова – зав. Женотделом Райкомвода. 11.Рогатин – член Райкомвода. 12. Матусевич – инженер 5 тех участка. 13. Ливанов – председатель затонского комитета Алексеевского затона. 14. Лемохов П. – работник прод отдела. 15.Арсеньтьев – работник культ отдела Райкомвода. Стоят 2-й ряд снизу: (слева на право) 3. Машков – начальник Рупвода. 6. Черепахин – инженер тех отдела Рупвода. 7. Соловьёв Д.А. начальник тех отдела Рупвода.

Циркулярным письмом ВОВПС управление линейного отдела реорганизовывалось в государственное пароходство с 1 апреля 1923 г. Из состава подразделений линейного отдела было выделено местное управление внутренних водных путей.

Волжское государственное пароходство в Н.Новгороде имело подчинённые Управления . В Саратове находились конторы этих управлений: Саратовское агентство нефтефлота, Саратовское агентство буксирно-сухогрузного флота, Саратовское агентство товаропассажирского флота. Представители агентств были также на крупных пристанях: в Вольске, Камышине и др. Возглавляли эти конторы агенты, утверждаемые на должность гос. пароходством.

Линейные отделы сыграли определённую роль в становлении речного транспорта, были охвачены управлением значительные участки бассейна, налажен порядок и производственная дисциплина. Ими был подготовлен переход к гос. пароходствам. Народный комиссар т. Дзержинский Ф.Э. в тот период говорил: «работники транспорта твёрдо должны знать, что транспорт для граждан, а не граждане для транспорта» .

В восстановительный период Саратовская пристань особенного развития не получила. На пристани не было никакой механизации. Вся работа по выгрузке и погрузке грузов производилась вручную. В конце 1923 года в Саратове было расформировано Управление местного флота (созданное 1 апреля 1923г. при реорганизации СВЛО). В 1924 году ликвидируется аппарат доверенных ВГРП. Создаётся погрузочно-разгрузочная контора ВГРП.

В дальнейшем для управления Саратовским водным районом и пристанью будет оставлена контора товарно-пассажирского флота во главе с Управляющим Саратовского агентства ВГРП. Конторе подчинялись: транспортно-коммерческая часть, Саратовский затон (караван), дебаркадеры и пристани, самоходный и несамоходный флот местного сообщения с соответствующими службами.

В описываемое время в границах Саратовского района осуществлял перевозки флот постройки конца 19-го века, начала 90-х годов, ранее принадлежавший Волжско-Камскому пароходству и другим судовладельцам. Длительное время на местных перевозках работал пассажирский пароход: «А.В. Кольцов», ранее принадлежавший пароходному обществу «Самолёт», под названием «Депеша», которым командовал командир Носков С .П. На нем работали будущие капитаны пристани: Солодовников О.И., Теребрюхов И.П., пом. машиниста т. Авдонин И.А.(он возглавит руководство механизацией пристани в 30- годы). П/х «Пригородный» бывший владелец ВККП, п/х «Казань» - затем «Свирьстрой». Этими судами в разное время командовал т. Каперин И.Я. На них рабо­тали пом. командира тт. Граф А.Ф., Вальтер В.Г. - будущие капитаны. На п/х «Антонина» (бывший владелец Алтубинский ) работал лоцманом, потомственный речник Краснов Г.И. (родоначальник судоводительской династии), были капитанами Чашин А.И. , затем т. Шаткин А.И., лоцманом т. Родионов А.И., также будущий капитан.

Алексеевский затон. П/х «Депеша» построен в 1859 году для общества «Самолёт», с 1877 г. «Гоголь», с 1887 г. «Князь Василий Костромской», с 1919 «А.В. Кольцов»

г.Казань 1959 г. П/х «Казань» построен в 1903 г по заказу Ф.М. Прукина, затем «Свирьстрой»,

Осуществлял буксировку барж и другую рейдово-маневровую работу барказ «Вуокса» постройки начала 90-х годов 19 века. Он проработал на пристани более полувека и был списан только в 60-х годах. Это судно было подлинной кузницей кадров судоводителей. На нём в разное время работали помощниками капитана: Глубышев, Коняхин В., Рогов, Шеров (затем стали капитанами). Судном командовали заслуженные капитаны: Данилов В.И., Тельнов Г.И., Новиков К.С., и другие. На барказе впервые было организовано коллективное питание, установлено радио, действительно работал кружок по ликвидации неграмотности. Эту инициативу поддержали буксирный пароход «Кисловодск», барказ «Берта» и др.

Пассажирские и буксирные суда, в те года работали по лоцманской системе: командир, три лоцмана, три помощника капитана, штурвальные и другие члены экипажа. Так например п/х «Антонина» имел команду 33 человека с учеником. Лоцманы выдвигались капитанами судов.

По сравнению с соответствующими месяцами 1927г. в 1928 г. грузооборот уменьшился на 56,2%.

В августе месяце комиссия Горсовета проверила работу Саратовской конторы . В акте «Недостатки в работе гос. пароходства» было отмечено: на своей территории контора имеет 12 транзитных дебаркадеров и 13 местных. 13 местных и 2 транзитных парохода, 10 пароходов буксирного типа и 19 непаровых судов. На основании приказа Наркомата от 11.02.1931 г.№ 3 и приказа по управлению ВГРФ от 17.02.1931 г. №1, Нижне – Волжское Управление Государственного речного флота с 25 февраля текущего года реорганизовано в Саратовское районное управление ВГРТ (начальником назначен Малков). Место нахождения г. Саратов, границы действия: р. Волга Хвалынск (вкл.) - Камышин (искл.) и р. Б. Иргиз. Агентства и их участки упразднялись, и все пристани района были непосредственно подчинены управлению.

Ежегодно и в значительных размерах возрастают перевозки пассажиров. Так за период с 1917 года по 1935 год они увеличились в 3.5 раза.

Строительство первого пассажирского речного вокзала 1932 г. В 1933 году в Саратове построен деревянный пассажирский вокзал.

Приказом по Саратовскому районному управлению от 23 января 1934 года в целях приближения оперативного руководства райуправления к пристаням и в целях сокращения аппарата 1 февраля 1934 г. Саратовский порт реорганизовывался в три самостоятельные пристани: Саратовская, в границах Пристанное - Улеши (включительно ), начальник пристани Вишневский Т.М.; Увекская, в границах Улеши (исключительно) и Новый затон(включительно), начальник пристани т Постнов В.М.; Энгельс, в границах Покровской, бухты начальник пристани Рейсбах К.Г., с подчинением непосредственно районному управлению.

15 марта 1934 года было принято постановление ЦИК и СНК «Об улучшении организационных форм управления и ликвидации отставания в работе водного транспорта ». Деятельность Саратовского районного управления была прекращена . Цель этой реорганизации была укрепление руководства перевозками и приближение его к низовым званьям, С 1-го апреля 1934 года Саратовская пристань является пристанью 1-го разряда. Она состоит в системе Средне-Волжского речного пароходства (СВРП) . Пристань имеет приписной местный пригородный и рейдовый флот. В её компетенцию входят: организация работ: по обслуживанию пассажиров в границах Пристаное - Улеши (включительно)- на расстоянии 20 км; по обслуживанию внутрикраевых перевозок всеми видами флота в границах Хвалынск – Н. Добренькие (включительно)- на расстоянии 426 км; диспетчерское руководство движения всех видов флота в границах Марксштадт-Н.Добренькие (включительно) на расстоянии 273 км.

В течение года, должность начальника пристани занимали : тт.Вишневский Т.М., Фомин Н.М., Шапошников И.О. , Домрачев Т.А. с 22 октября 1934 года начальником пристани назначен т. Костычев И.Р.

Пристань непосредственно обрабатывала флот на 4-х причалах. Хозяйство пристани располагалось на участке берега (по течению реки) в 505 погонных метров и площадью в летнее время 52,3 м 2 и в половодье всего лишь 15,6 м 2. Сокращение полезной площади берега на 70,3% создавало большую стеснённость для грузовых операций, в период усиленного грузопотока. Кроме этого необорудованные подъездные пути к пристани сдерживали увеличение грузооборота.

В навигацию 1935 года дебаркадерное хозяйство пристани было улучшено: поставлен новый железобетонный плавучий вокзал , (дебаркадер №600) были отремонтированы другие деревянные дебаркадеры. На грузовых причалах №2 и №4, для механизации погрузо-разгрузочных работ, были установлены транспортёры.

К навигации механизировалось транспортёрами два дебаркадера, вводились две электротележки

Из общего количества переработанных грузов в 1935 году механизированным способом переработано 37,5%, вместо 34,1% заданных по плану и против 14,3% в 1934 году. В 1935 году общий грузооборот составил 1225,9 тыс. т (167,5% к 1931 г), отправление пассажиров 357,5 тыс. человек. Но даже при таких темпах роста всё ещё не был достигнут уровень 1913 года. Общий грузооборот Саратовской пристани в 1913 году составлял 1400 т/тонн, в текущем году - 122 6 5 ,9 т/тонн, т.е. , составил к 1913 году 87,5%. Главным образом за счет меньшего отправления хлебных грузов. В 1913 году с пристаней Саратовского узла (включая Увек и исключая Покровск) было отправлено хлеба в количестве 162 тысячи тонн, а в 1935 году из Саратова и Увека хлебных грузов о тправлено водой только 22 тыс . тонн, т.е. 13,6% к 1913 году.

На пристани работало 720 чел., из них на флоте 314 чел ., грузчиков 200чел.

Уже в эт и годы пристань осуществляла транспортные связи с клиентурой в течение всего года, производя автогужевые перевозки между городом и другими населёнными пунктами в зимнее время .

Итоги работы Саратовской пристани за навигацию 1935 года показали, что было неправильным деление пристани на три самостоятельные (Саратовская, Увек и Энгельс). Саратовский транспортный узел, имел основные подъездные железнодорожные пути только на Увеке, где осуществлялась перевалка грузов. Управление пристани осуществлялось за 400 км из Самары. Поэтому приказом №24 от 3 марта 1936 года СВРП пристани Увек и Энгельс, как самостоятельные хозяйственные единицы были упразднены и вошли в состав пристани Саратов. Это дало возможность в дальнейшем построить в областном центре крупный механизированный порт, переработка грузов в котором стала осуществляться портальными и плавучими кранами, авто и электропогрузчиками, другими высокопроизводительными механизмами.

В этот же период получает дальнейшее развитие диспетчерское руководство флотом и селекторная связь между пристанями. Это дало возможность резко поднять эффективность культуру эксплуатации флота, появилось безостановочное движение составов с обслуживанием на ходу.

С 1937 года на пристани начались работы по механизации погрузочных работ и других видов деятельности. Особое развитие получил участок Увек . :

1), С С оздаётся причал снабжения флота ( бункеровки углём). Строительство угольной базы . находилось под контролем СВРП (угольный причал окончательно заработал в 1938 году ) .

2) Были п произведены реорганизация и переоборудование . Соленого и хлебного причалов.

В августе месяце был пущен в эксплуатацию механизированный агрегат по перевалке хлеба. В тоже время развернулись работы на городском участке, в районе набережной .

С марта месяца началась постройка эстакады на причалах № 2,3 и 4 для установки на них погрузочно-разгрузочных механизмов .

В течение 1937 года пристань возглавляли до июля месяца Костычев И.Р., затем временно исполняющим обязанности был назначен т. Морозов М.В. С октября месяца пристань возглавил т. Рябинин К.Т.

Рябинин Константин Тимофеевич родился 20.10.1902 г в с.Работки Горьковской обл.. Русский, член ВКПб, образование Водный политехникум 1919-1926 штурман 1 разряда, ЛИВТ инженер эксплуатации 1930-1932, работал 1914 – матрос, 1923 пом. Капитана, 1928 Красная Армия, 1932 начальник экспл участка г. Горький, 1934 ст инженер там же, 1937 пом начальника пристани Горький,14.10.1937 – начальник Саратовской пристани.

25 апреля 1939 года на хлебном причале на Увеке была впервые осуществлена перевалка семенного зерна по варианту судно - плавучий перегружатель - вагон.

В суровые годы Великой Отечественной войны , речники Саратовской пристани осуществляли воинские и народно-хозяйственные перевозки на своём эксплуатационном участке, протяжённостью в 396 км от пристани Хвалынск, до пристани Иловатка.

По пассажирам план не выполнялся, а по пассажиро-километрам выполнение составляло 134 и 123%. Большинство грузопассажирского флота пристани работало на спец. заданиях, на воинских и эвакуавационных перевозках на дальних плечах. Поэтому и наблюдался разрыв между выполнением плана по пассажирам и пассажиро-километрам. Работали с перевыполнением планов грузопассажирские пароходы: «Баранов» - капитан Каперин И.Я., «Волжская коммуна» - капитан Чернышев А.Г. «А.П. Чехов»- капитан Кузнецов И.А, теплоход «Свобода» капитан- Плеханов Н.П. Выполняли задания буксирные пароходы «Землячка» капитан Севастьянов Н.С., барказ «Вуокса» капитан Новиков К.С. и другие.

«Помощник» построен Булычёвым в 1896 г. мощность двигателя 234 л.с, грузоподъёмность 15 т, пассажировместимость 250 чел, в 30-е годы «А.П. Чехов», в порту с 1940 по 1958 г.г.

В период битвы за Сталинград исключительно стратегическое значение имели перевозки по Волге. Через Саратовскую пристань в район боёв шли сотни судов с солдатами, военной техникой и грузами.

За выполнение боевых задач в ходе Сталинградской битвы и личную доблесть все члены экипажей судов «Самара», «Землячка», «Волжская Коммуна», были награждены боевыми орденами и медалями.

Даже в тяжёлые военные годы производилась реконструк­ция причалов и складов. Удлиняются транспортерные линии вдоль складов. В 1945 году прибыл на пристань и вступил в эксплуатацию плавучий паровой кран № 2. Механиком был назначен т. Мягченков С. И. Наличие крана позволило улучшить перегрузочные работы на рейде. В военные годы пристанью руководили: с января по ноябрь 1943 года Мещеряков Ф.Г, затем Чемоданов В.И. до 1949г. После окончания войны коллектив пристани, как и весь наш народ, приступил к мирному, созидательному труду.

Война коснулась хозяйства Саратовской пристани меньше предприятий находящихся в районах подвергшихся оккупации немецкой армии. Но тем не менее большие трудности испытал коллектив пристани в подготовке первой послевоенной навигации. Не хватало квалифицированных работников, материалов для ремонта.

К открытию навигации пристань была обеспечена кадрами: по флоту на 89% по береговому составу на 91,2%. Для решения кадровой проблемы было организовано обучение без отрыва от производства в учебном комбинате. По разнарядке Облисполкома была организована вербовка рабочей силы в районах области и все же грузчиками пристань была укомплектована на 51,2%. Не смотря на принятые меры общий недокомплект составил 171 человек, из них по флоту 40 человек. Из среднесписочного контингента 882 человека, женщины составляли 358 человек или 40,6%.

Не смотря на послевоенные трудности, пристань для выгрузки дров и тяжеловесов получила два плавучих крана.

Контора Саратовской пристани до реконструкции набережной Волги, Обуховский,3.

Работа Саратовской пристани, как и в военное время, состояла из грузопереработки, транзитных и местных перевозок. Пристань состояла: из городского участка в составе трех грузовых причалов и пассажирского вокзала. Для выгрузки и погрузки на причалах были установлены стационарные транспортеры.

Участок Увек располагался на правом берегу в 11 км от городских причалов. Основным назначением его была перевалка грузов с железной дороги на воду и обратно. Там же осуществлялась перевалка местного хлеба, только с воды на железную дорогу. Участок был оснащен бремсбергом, ранее принадлежавшим РУЖД, и линией стационарного транспортера.

Участок Энгельс располагался на левом берегу (против Городских причалов). Грузооборот там шел в основном для нужд предприятий г. Энгельса и тяготеющих к нему районов. Плавучая механизация, состояла из двух плавкранов и плавучего перегружателя РВТ № 2.

Местные внутриобластные перевозки осуществлялись флотом, ежегодно выделяемым пристани Средне - Волжским пароходством. Пристань имела свой самоходный и несамоходный флот.

Войной был нанесен большой ущерб народному хозяйству страны. В марте 1946 года Верховный Совет утвердил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 – 1950 гг.

По пятилетнему плану грузооборот пристани Саратов в 1950 году, увеличился на 63,5% против 1940 года и в 4 раза по сравнению с 1945 годом. (Отчёт 523, 9т/т). Значительно увеличились и местные внутриобластные перевозки в основном за счет минерально-строительных и хлебных грузов.

Большие объёмы работы по восстановлению народного хозяйства, потребовали повышение скор ости доставки грузов и большей механизации погрузочно-разгрузочных работ.

В навигацию 1946 года на пристани трудились две мужские и 4 женские бригады грузчиков. За навигацию выполнение нормы выработки бригад составила: Парашина - 149%, Дорошенко – 143%, Плотниковой – 129%, Мишаниной 121%, Хановой –1 23%, Сысоевой –117%.

Ханова Евдокия Константиновна – бригадир бригады грузчиков. Родилась в 1904 году в Саратовской области, русская, б/п. Под её руководством в 1944 году бригада выполняет сменные задания на 107-122.2%.

И это притом, что пристань была укомплектована грузчиками на 51,2%. Не смотря на не выполнение плана переоборудования хлебного причала Увек. За навигацию было переработано 13,6 тыс. тонн зерна, из них 94,7% по прямому варианту с воды на железную дорогу. По сравнению с 1945 годом общий грузооборот пристани увеличился на 33,7 тыс. ткм, но к плану 1946 года выполнен на 94,2% в основном из-за сокращения сроков навигации по метеоусловиям, сокращения вывоза хлебных грузов и других объективных причин.

Получило развитие диспетчерское руководство движением транзитного буксирного флота. Организован диспетчерский пункт на пристани Увек.

Непосредственно в Саратове диспетчеры руководили работой транзитного, местно­го грузопассажирского и местного буксирного флота. Было организовано соревнование сквозных смен. Хорошо работали диспетчеры т.т. Осипов М.Н., Козлова К.Х.

Козлова Клавдия Харитоновна, диспетчер пассажирского флота. Родилась в 1918 году. На речном транспорте работала с 1939 года. В навигацию 1945 года совмещала работу пассажирского диспетчера с диспетчером по военным перевозкам. В эксплуатационном отчёте за 1945 год отмечена как лучший специалист.

На пристани начал составляться суточный план работы и утверждаться на диспетчерском совещании при начальнике приста­ни. Был введён анализ работ по обработке флота. Но все же перевозки нарастали медленно, ощущался недостаток во флоте и средствах механизированной обработки судов.

С каждым годом пристань наращивает объёмы работы. Пристань уже имеет грузооборот свыше одного млн. тонн. С этого времени Министерство увеличивает финансирование реконструкции причалов и складов. С начала навигации на участке Увек пущена в эксплуатацию механизированная подача угля из вагонов к бункерам и на суда. Вдоль железнодорожного полотна, сделана механизированная траншея ёмкостью 60 т длиной 70 м. На угольной базе используются современные транспортёры. В навигацию открыты новые пассажирские пригородные и местные линии. Организован причал малой скорости. В июле месяце получен еще один плавучий кран грузоподъёмностью 1,5 т.

Увеличивается буксировка баржевых возов, на тяговых плечах закрепляются буксировщики. Идет увеличение флота за счет репарационных судов.

В постановлении Совета Министров принятом 1 сентября 1947 года «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта» говорилось о принятии мер по восстановлению материальной базы отрасли. Для реализации постановления были разработаны организационные мероприятия.

В навигацию 1947 года Саратовская пристань отмечена Министром речного флота т. Шашковым по итогам Всесоюзного соревнования.

Поперечное деление Волги на три части с его внутриведомственными барьерами мешало работе. Местные интересы затрудняли организацию мощных грузопотоков в транзитном сообщении.

В апреле 1948 года вместо существующих Верхне-Волжского, Средне-Волжского и Нижне-Волжского пароходств были созданы Волжское Грузовое ( с центром в г. Куйбышеве) и Волжское Грузопассажирское пароходства (с центром в г. Горьком).

«И.А.Гончаров» построен в 1896 году для общества «Самолёт» на заводе Сормово, машина из Бельгии 800 л.с., грузоподъёмность 200 т, пассажировместимость 500 чел. В Саратовском порту с 1948 года, работал на местной линии Саратов - Хвалынск, выведен из эксплуатации в 1962 году.

На 1949 год была намечена реконструкция пристани. Проект реконструкции был закончен в октябре 1941 года. Проект этот не будет осуществлен из-за переноса места расположения пристани в другое место. Затем постановлением правительства от 19 сентября 1948 года Саратовская пристань была реорганизована в Саратовский речной порт.

Грузооборот порта приближается к 2 млн. тонн. Рост грузооборота ставит на повестку дня увеличение пропускной способности причалов и создания на них условий для скоростной обработки судов.

В связи с увеличением объема перевозок цемента было намечено строительство специального механизированного причала. В навигацию 1950 года уже работало 4 специализированных грузовых причала. Один из них цементный, он был оборудован стоечным судном и ленточным транспортером. На причале производилась разгрузка самоходных барж с цементом.

Саратов. Причалы Саратовской пристани

К 1954 году количество плавкранов по сравнению с 1950г. увеличилось в три раза, количество погоно-метров транспортерной ленты на причалах за этот период увеличилось в 1,5 раза.

Вместе с ростом объёма производства росли и крепли кадры рабочих, инженеров и техников порта, совершенствовалась их квалификация. Многие работники из матросов и кочегаров выросли в руководителей производства. К ним относятся: Котельников Н.И., Прядильщиков П.А., Линючев Ю.В., Дудров П.В., Строков В.И., Гурьянов М.А., Косцов В.А., Белоусов Б.Н., Ципляев П.Е., Свиридов В.Т. и многие другие.

Постановлением правительства и приказом МРФ СССР от 23 12 1954г. Саратовское районное управление было ликвидировано, а в январе 1955 года речной порт принял от РУРТа все хозяйство и все его функции по работе.

Но отсталость Саратовского порта была для всех очевидна: В весеннее время Волга затопляла и склады, и причалы, и механизацию Городского участка, который не мог обеспечить растущие потребности в перевозках народного хозяйства области.

Выполняя задание правительства, в Саратове было найдено удобное место для строительства нового порта, который должен был полностью обеспечить потребность города и области в перевозках народнохозяйственных грузов и перевалке их с воды на железную дорогу и наоборот.

К строительству порта приступили в 1953 году. Работы производило строительное управление № 442 «Волгодонгидростроя». В межнавигационный период весь автотранспорт со строительными материалами и шпунтами длиной 12 метров, весом 3 тонны каждый – проходил вдоль стенки по будущей акватории порта. Всего в стенку было забито около 2000 свай. Общая длина стенки составляет 800 метров. Для устойчивости шпунтовые сваи металлическими тягами крепились к железобетонным плитам, врытым в грунт в глубине территории будущего порта. Кроме этого все шпунты соединялись болтами с металлической обоймой, идущей вдоль всей стенки порта.

Всего было намыто 199500 .кубических метров песка.

Специально установленный в Улешовском (городском) рукаве земснаряд по трубопроводу огромной длины, проходящему сначала по воде и далее по берегу, намывал песок на территорию будущего порта.

Была построена также защитная дамба из намывного песка длиной около 2-х километров и шириной до 20 метров, куда также намывался песок 203 000 тонн. Строительство защитной дамбы было закончено в 1959 г.

С открытием навигации 1959 года начались первые шаги Саратовского речного порта на новой территории.

В тоже время строилась подъездная дорога для автотранспорта длиной более 3-х километров, и форсировалось окончание строительства железнодорожных путей.

Для перекрытия мелководья от стенки порта поставлены различные баржи, в том числе и деревянные баржи площадки. На помощь портальным кранам пришла группа плавучих кранов, что удорожало выгрузку и искусственно создавало простой флота. Все пять портальных кранов за навигацию 1959 года переработали - 406,0 тыс. тонн, т.е. 19,5% всей грузопереработки порта, составившей 2094,1 тыс. тонн.

В 1959 году резко возросли контейнерные перевозки, в том числе по отправлению почти вдвое и по прибытию на 1000 штук. И всё это произошло несмотря на трудности двойной перевалки, отсутствие хорошей подъездной дороги, начальной стадии асфальтирования территории.

Надо отметить, что наращивание объёмов переработки грузов происходило на фоне строительства, в котором портовики принимали самое непосредственное участие, в монтаже нового оборудования, его освоении. Портовикам приходилось учиться, совмещая освоение новых профессий с выполнением плановых заданий.

Весной 1960 года в город пришла большая вода: Волгоградское водохранилище набирало проектную отметку.

Высокие темпы развития порта в послевоенные годы обусловили изыскания для перегрузки грузов более производительных механизмов, чем плавучие краны. И вот, в навигацию 1960 года порт освоил погрузку речного песка землесосом «Портовый-10». Он сразу же заменил 10 плавучих кранов. Существенно изменилась технология погрузки, что потребовало проведения ряда организационных и технических мероприятий на буксирах и баржах, работавших на перевозке песка из Девичьих Горок в Вольск и Саратов. Рационализаторы порта внедрили ряд предложений по усовершенствованию самого землесоса, по переоборудованию барж-площадок и толкаемых устройств буксирных пароходов. Перевозки речного песка начали интенсивно расти и стали значительно дешевле. Механиком землесоса был назначен Савосин Д.М. За семилетие коллектив землесоса "Портовый-10" добыл для строителей Саратовской области более 8 млн. тонн речного песка.

Землесос «Портовый-10» в карьере.

В 1961 году Саратовский порт впервые на Волге получил для выгрузки песка из бункеров плавучий гидромеханизированнный перегружатель № I, работу которого с момента постройки организует ст. механик Н.С. Одинцов. Проектная производительность ГМП-1 была 600 тонн в час.

Гидроперегружатель №1.

За этот период только приписным флотом перевезено 11,5 миллиона тонн грузов, в том числе минерально-строительные, лес, хлеб, грузы народного потребления, а также 34 миллиона пассажиров.

Капиталовложения за семилетку составили 28,4 миллиона рублей. Что позволило произвести обновление транспортного, рейдового и пассажирского флота.

Производительность труда за семилетие выросла на перевозках в 1,3 раза, на погрузоразгрузочных работах в 1,5 раза.

Вообще 60-е годы были знаменательны для Саратовских речников. В это время произошло обновление всего транспортного, рейдового и пассажирского флота.

На смену стареньким пароходам пришли удобные современные теплоходы «ОМ» и «МО», суда на подводных крыльях. На транспортный флот пришел дизельэлектроход «Шлюзовой» мощностью 600 л.с., специально оборудованный для толкания. Речники активно участвовали в строительстве набережной, автодорожного моста и других гидротехнических сооружений республиканского и союзного значения.

Саратов. Центральный грузовой район. Причал минерально-строительных грузов.

Но ещё добросовестно несли свою службу ветераны.

П/х «Кама» мощность 1000 л.с., грузоподъёмность 90 т, пассажировместимость 360 чел., построен в 1909 году на балансе порта 1965-1968 г.г.

 

29 октября 1967 года в 18 часов через створ строящейся плотины Саратовской гидроэлектрос­танции прошли последние плотосоставы; «Владивосток» и «Торос», т/х «СТ-840», т/х «Ялта» с грузом на Ростов.

 

2 ноября 1967 года. Балаково перекрытие Волги.

В Саратове вторым на Волге в 1967 году начал работать кран «Деррик», грузоподъёмностью 100 тонн

Кран «Деррик» в работе.

 

Саратов 1967 год завершающие работы по благоустройству вокзала. У причала п/х «Д.Фурманов».

В навигацию 1968 года на перевалочном районе порта уже работало 14 портальных кранов, они переработали в смешанном железнодорожно-водном сообщении - 1.109 тыс. тонн груза или 21,6% от всей переработки.

Порт добыл, перевез и выгрузил своими силами и средствами 1720 тыс. тонн речного песка или на 32 тыс. тонн больше чем в навигацию 1967года.

Дополнительно к плану привлечён новый грузопоток - щебень из Алексеевки Куйбышевской области, - н ачалась разработка песчаного карьера в районе Нижне - Березняковского острова.

В навигацию 1968 года первый год эксплуатировалось Саратовское водохранилище, через Саратовский гидроузел уже было прошлюзовано 21039 судов и 197 плотов.

Установлены границы Саратовского диспетчерского участка; Приволжье (исключая) - Камышин. По буксировке плотов Нижней границей участка определяется село Ахмат.

В годы восьмой пятилетки границы порта имеют протяженность 354 км от пристани Духовницкое до остановочного пункта Белогорское. Районирование порта оставалось прежним: два грузовых участка и 12 линейных пристаней. Грузовой участок № 1 расположен на вертикальной стенке протяженностью 780 п.м. , оснащен портальными кранами. Удельный объём грузопереработки от общего объема порта 14,8%.

Грузовой участок № 2 протяженность действия 175 км., от пристани Маркс до пристани Ровное, оснащён 6-ю плавкранами и гидромеханизацией. Удельный объем грузопереработки от общего объема порта 60%.

Крупные пристани: Вольск протяженность действия 60 км., имеет два плавучих крана, Балаково протяженность действия 63 км, от Балаково до пр. Духовницкое, оснащена плавкранами. Коллективу пристани в навигацию 1969 года предстоит освоить принятые в эксплуатацию причалы на стенке длиной З60 п.м. оборудованные портальными кранами и крытый склад. Кроме этого на приписной пристани Хвалынск, причальную стенку длиной 90 п.м., оборудованную портальным краном. Удельный объем грузопереработки этих двух пристаней от общего объема порта 23,2%.

Для обработки транзитного и местного флота действуют одновременно 20 причалов порта и 31 причал клиентуры, из них 17 причалов хлебоприемных пунктов и 4 причала погрузки цемента в г. Вольске. Пропускная способность порта по родам груза составляет 49871 т/сутки.

В навигацию работает без команд 20 барж общей грузоподъёмностью 20900 т. на перевозках песка. Баржи закрепляются за буксировщиками - толкачами. Для улучшения качества пассажирских перевозок коллективу предстоит в кратчайший срок освоить комплекс сооружений нового берегового вокзала в Саратове; гостиницы на 184 места, пригородного павильона, причальную стенку 550 м с 8-ю причалами. При плане пассажироперевозок (тыс. пассажиров) 3204 выполняется 3248.

В девятую пятилетку порт продолжил свое развитие. Наращиваются перевозки пассажиров и грузов. Были организованы скоростные причалы на центральном грузовом районе и в Балаково, внедрялись оптимальные варианты обработки судов и вагонов. Особое внимание уделялось ускорению оборота судов, снижению норм обработки. Совершенствовалась организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ. В порту бригады портовых рабочих работали по методу А.А. Барановского, бригадира Ильичевского морского порта. Две первые бригады; Волошина Б.И. и Петрова П.А. были организованы на ЦГР, затем бригада Козырева в Балаково. Происходит обновление не только транспортного флота , но и вспомогательного. В порту разработаны прогрессивные технологические карты обработки основных типов судов, вагонов, переработки грузов по всем вариантам работ и перегрузочной техники. Отделом грузовой работы привлекались новые грузопотоки; перевалка Кузбасского угля с железной дороги на воду на Кандалакшу, труб большого диаметра с воды на железную дорогу в районы Западной Сибири. Грузопереработка достигла по отчету 1976 года 10336,4 тыс. тонн. К концу пятилетки погрузка на железную дорогу в течение года была уже 0,5 млн. тонн. Количество потребителей песка увеличилось до 24 организаций по области. По тоннам по сравнению с 1970 годом в 1,5 раза.

Ставиться вопрос о замене землесоса "Портовый-10" на дизель электрический с производительностью 1000 м 3 /час. За грузовым участком № 2 закреплено 14 плавучих кранов из них один грузоподъемностью 16 тонн и два гидроперегружателя. С ростом механизации увеличивалось количество механизаторов, в 1971 году в порту уже работало 192 крановщика, 48 водителей.

Оснащение порта высокопроизводительными перегрузочными машинами, завершение строительства Балаковского порта, вертикальных стенок в Марксе, Ахмате, дало возможность увеличить пропускную способность, с 49871 тонн/сутки в 1960 году до 68300 тонн/сутки в 1975 году. В порту начата механизация инженерно-управленческого труда. Рабочие места обеспечиваются - вычислительными машинами, телетайпами и др. техникой.

В составе диспетчерской транзитного флота порта организовано комплексное обслуживание флота, что дало возможность обслуживать безостановочно на Саратовском рейде, в навигацию 1976 года- 4858 судов, а на следующий год уже 4958 судов.

Больших успехов в своей работе порт добился в 1980 году, за пятилетку было перевезено - 28,6 млн. тонн груза, переработан своими меха­низмами 61 млн. тонн народно-хозяйственных грузов, перевезено - 13,5 млн пассажиров.

Пятилетний план по переработке грузов выполнен досрочно 28 сентяб­ря, по перевозкам 7 октября. И это несмотря на исключительно сложные гидрометеорологические условия навигации. Вскрытие водохранилища ото льда проходило на 14 - 15 суток позже прошлого года, в виду низких температурных режимов весны. Первые суда встали под обработку в Балаково 15 апреля, в Вольске 25, а в Саратове 23 апреля.

Сокращение сроков навигации потребовало от работников порта мобилизации всех резервов, для выполнения плана. В это же время отправители не предъявили к перевозкам по разным причинам; договорное количество хлеба, цемента, груза в контейнерах. Но всё же план отправления грузов был выполнен на 102% за счет четкой организации работы всех работников порта в продленный период навигации и дополнительного привлечения к пе­ревозкам строительных грузов в объеме 423 тыс. тонн.

 

в 1981 году получен новый современный землесос "ПЗС-500- 15".

Общий грузооборот был выполнен в объеме 15022 тыс. тонн, что составило 102,7% к плану.

За последние годы стабильно увеличиваются перевозки песка и достигают 5,200 тыс. тонн. Всё большее распространение находит переработка гидромеханизированным способом, как наиболее производительная и экономичная. Поэтому кроме Саратова выгрузка песка гидроперегружателями была организована в Вольске и Балаково.На вооружении порта имеются три гидроперегружателя и два землесоса. Протяженность водных путей порта, обслуживаемых собственным флотом от с. Золотое до г. Хвалынска составляет 351 км.

Средняя продолжительность пассажирской навигации за последние 3-5 лет составляет:

- по водоизмещающему флоту 200-205 суток,

- по скоростному флоту 195-200 суток,

Порт уже имеет 10 судов на подводных крыльях.

. В конце 1982 года флот пополнился теплоходом-катамараном "Волга-2."

2003г. Саратов. Катамараны «Волга-1» и «Волга-2» у пригородного вокзала.

Пассажирские суда обслуживают 60 населенных пунктов. В последующие годы порт выполняет задачи повышения эффективности и качества работы, обслуживает перевозки и увеличивает производство грузовых операций средствами порта. Для предприятий строительства и промышленности, колхозов и совхозов, осуществляется перевалка грузов с воды на железную дорогу и обратно. Благодаря поступлению новой техники: плавучих кранов большой грузоподъемности, пневмоперегружателя зерна «Нойеро» др. механизации, грузооборот порта уже достигает 17.208 тыс. тонн. Добыча песка средствами порта производится в объеме более 6 млн. тонн.

 

Грузовой район. Выгрузка зерна пневмоперегружателем «Нойеро» по прямому варианту судно-вагон.

Работа флота по всем графикам движения (линейной и рейдовой) охватывается до 98%.

В границах Саратовского порта работают 17 единиц скоростных судов;

12 единиц порта, одна единица Волгоградского порта, три единицы Куйбышевского порта и одна единица Ульяновского.

За годы XII пятилетки порт получает дальнейшее развитие. Благодаря напряженному труду, дальнейшему внедрению хозрасчета, прогрессивных форм и методов труда, коллектив порта значительно повысил эффективность своей работы.

Развитие перевозок в многосекционных толкаемых составах не обошли стороной и наш порт, как правило, обработка составов стала производиться на 3-х, 4-х причалах одновременно, с закреплением за ними плавучих кранов.

Действует единый производственный комплекс на переработке песка, с единым планом и единой системой материального поощрения за конечные результаты труда.

Широкое распространение получил передовой опыт Ленинградских транспортников. Специализированная бригада Петрова П.А. первой в порту, применила этот опыт на обработке судов, вагонов и автомашин с контейнерами и тарно-штучными грузами. Работа выполнялась по непрерывному план-графику (НПГРТУ) транспортного узла.

Применение передового опыта дало возможность улучшить транспортный процесс, укрепить трудовое содружество между смежниками. Вся погрузка и разгрузка, транспортных средств осуществлялась силами укрупненных комплексных бригад по бригадному подряду.

За трудовые успехи многие портовые рабочие заслуживали поощрение администраций пароходства и порта, а женщины крановщицы: Кондакова Г.А. и Голова А.А. были награждены орденами.

За внедрение в эксплуатацию перегружателя «Нойеро» обеспечившего высокопоизводительную перевалку зерна через порт главный инженер Каракулько О.Н. был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1984 году порт получает из нового судостроения теплоход «Волгарь -36»

«Волгарь-36» на заводе Бутякова в Звенигове 1984 год

 

21.09.1984 г начальником Саратовского порта назначен Новиков Юрий Анатольевич.

 

В 1986 году получена новая плавучая мастерская БПУ-6 (проекта Р81м) позволившая значительно улучшить труд судоремонтников в порту.

 

«Портовый– 20» из нового судостроения получен портом в 1988 году.

 

2003 год «ОМ- 397» в доке.

С 1991 года коллектив порта преодолевает кризисные явления в экономической жизни России. Падают объёмы переработки, сокращаются объёмы перевозки. Порт обеспечивает перевозку разных грузов на договорных началах потребителям Саратовской области, делаются первые попытки работать на грузовых транзитных перевозках. Пассажирский флот порта работает на дотации республиканского и местных бюджетов. Основной задачей для коллектива порта становится сохранение порта, как технологически целостностной транспортной единицы, сохранение квалифицированных кадров.

21.02. 1994 году «Саратовский речной порт» преобразован в АООТ "Саратовское речное транспортное предприятие" с сохранением всех основных видов деятельности.

28.11.1995 г. Пассажирское районное управление выделено в ОАО «ПРУ». 25.06.1996 г. создано дочернее предприятие ОАО «Балаковский порт». 18.07.2000 г. АООТ переименовано в ОАО.

18.04.1997 г. акционеры избирают генеральным директором порта Синицына Виктора Александровича.

 

Синицын Виктор Александрович родился 8.07.1960 г. окончил ГИИВТ в 1982 г., в порту работает с 3.08.1982 г. сменным помощником начальника ЦГР, заместителем начальника, начальником ЦГР, начальником отдела грузовой и коммерческой работы, заместителем начальника порта

В 1991 – 1999 годах «Саратовское речное транспортное предприятие» выдержало испытание временем. Изыскивая объёмы работ, порт сохранился, как единый транспортный комплекс. Сохранились квалифицированные кадры.

Принимая активное участие в строительстве мостового перехода через Волгу в районе села Пристанное, порт произвел работы по намыву и укладке песка, в тело насыпи мостового перехода на остров Котлубань по заказу «Мостотряда-8», в объёме 2 060 000м 3 .

Собственным флотом порт осуществлял доставку минерально-строительных грузов для предприятий дорожного и строительных комплексов области.

Большой вклад в экономику региона порт внес, выполнив в 2001г. берегоукрепительные работы в районе сел Узморье и Новопривольное. Выполнение этих работ остановило разрушение берега, была сохранена поселковая зона, жилые дома, коммуникации и лесонасаждения.

 

Если вас интересуют размещенные здесь фотографии пишите на E-mail: akls@yandex.ru. Антон Кошкин.